Новые операторы — новый рынок: какие терминалы выбирают SpaceX, OneWeb, Telesat и SES mPower
Самый большой толчок развитию спутниковых терминалов (особенно плоских) придали низкоорбитальные системы. Они же поставили перед рынком один из главных вопросов: стоит ли ожидать дешевой антенны? Именно этот критерий сейчас поставлен во главу угла многими экспертами, поскольку от наличия доступного терминала зависит массовость рынка.
FPA и механика

Работа с низкоорбитальной (НОО/LEO) системой предъявляет наземному сегменту повышенные требования. Каждый спутник группировки очень быстро пролетает над каждым отдельным пользователем и находится в поле его зрения очень ограниченное время. Поэтому терминал должен отслеживать быстрое движение аппарата и переключаться на следующий без прерывания потока данных. Сегодня существуют два типа терминалов для работы с НОО. Первый — механический: параболическая антенна следует за движением КА, а для бесшовного перехвата, как правило, используется вторая. Второй — плоские панели, использующие фазированные антенные решетки, они же FPA – Flat Panel Antenna. Здесь изменение диаграммы направленности антенны создается электронным способом. Более перспективными признаются FPA, но элементы механических антенн хорошо отработаны на морских VSAT.
SpaceX: стоимость не имеет значения
При этом компания SpaceX со своей группировкой Starlink решает этот вопрос за счет вертикальной интеграции и берет на себя обеспечение сети пользовательскими терминалами. И это, во-первых, тут же сформировало мнение, что вертикальная интеграция — едва ли не единственный путь обеспечения мегагруппировки терминалами. А во-вторых, породило вопрос: «Сколько же на самом деле стоит терминал Starlink?». Но его реальная стоимость — на самом деле пока вопрос академический, поскольку финансовые возможности SpaceX позволяют дотировать абонентское оборудование, отпуская его по весьма низкой (хотя и недоступной для многих локальных рынков) цене.
OneWeb: под каждую задачу свой терминал

Еще два НОО-оператора, наиболее близких к реализации своих планов, — OneWeb и Telesat — ориентируются на корпоративные и государственные рынки, что подразумевает большое разнообразие вариантов использования сервиса. Поэтому они выбрали стратегию партнерства с несколькими разработчиками.

OneWeb в 2019 году начал активное сотрудничество с компанией Intellian, которая начала разработку и производство терминалов различного назначения. Разработчик уже имеет богатый опыт работы, в частности, в морском секторе, что позволило модернизировать существующие терминалы для работы с OneWeb.
Сначала использовались модели с механически настраиваемой параболической антенной; первая плоская антенна Intellian планировалась к выпуску в 2020 году, из-за задержек, связанных с COVID и реструктуризацией OneWeb, отложилась на год.

В 2021 г. OneWeb и Intellian представили компактный — размером с портфель и весом около 10 кг — пользовательский терминал с плоской антенной. Разумеется, он не предназначен для индивидуальных пользователей.

Тогда же, второй половине 2021 года, OneWeb заключил с калифорнийским разработчиком GDC Technics GDC Advanced Technology соглашение на разработку терминала In-Flight Connectivity (IFC) в двух модификациях — для крупных авиалайнеров и для бизнес-джетов.

В декабре 2021 года OneWeb озаботился и реализацией концепции мультиморбитальности, заключив с Kymeta соглашение на производство терминала Kymeta U8, модернизированного для работы и с геостационарными спутниками, и с группировкой OneWeb. Соглашение стало итогом пилотной программы, в ходе которой Kymeta и OneWeb протестировали U8 на одновременную работу НОО/ГСО и продемонстрировали результат потенциальным клиентам, включая американских военных. Разработчик утверждает, что U8 — первая и единственная коммерчески доступная FPA, позволяющая работать как с низкоорбитальными, так и с геостационарными (ГСО/GEO) спутниковыми группировками.
На конференции Satellite 2022 компания Hughes — миноритарный акционер OneWeb — продемонстрировала два терминала для фиксированной и мобильной связи. Один работает с сетями 4G LTE и с ГСО-группировкой Hughes Jupiter. А второй как раз использует FPA для работы с OneWeb. Испытания показали связь со скоростью 190 Мбит/с вниз и 20 Мбит/с вверх, максимальная задержка составила 50 миллисекунд.
Telesat: успешные демонстрации

Этот крупный канадский оператор владеет большой геостационарной группировкой и уже несколько лет разрабатывает свой низкоорбитальный проект — Telesat Lightspeed. К началу этого года компания обеспечила большую часть финансирования, хотя и была вынуждена из-за инфляции пойти на сокращение размеров группировки. Оператор рассматривает Telesat Lightspeed как еще один актив, позволяющий расширить существующие предложения на государственном и корпоративном рынках. Низкоорбитальной системе Telesat отводится серьезная роль в обеспечении широкополосным доступом канадских общин и небольших населенных пунктов, расположенных в удаленных областях с неразвитой инфраструктурой связи.

В марте 2021 года Telesat выбрал модемы SatixFy для сопряжения и пользовательских терминалов низкоорбитальной системы Telesat Lightspeed. Как сообщает оператор, модемный чип SatixFy Sx3099 способен обрабатывать несколько гигабит в секунду как в направлении передачи, так и в направлении приема, может поддерживать каналы с высокой пропускной способностью и скачкообразную перестройку луча. К тому же он оказался привлекательным по энергопотреблению и цене.

Канадский оператор тоже активно сотрудничает с Intellian: ему разработчик точно так же, как и OneWeb, сначала предложил использовать существующий терминал с двумя параболическими антеннами с механическим наведением. Серия испытаний, проведенных с экспериментальным спутником Telesat Phase 1 LEO, подтвердила возможность использования морской антенны V85NX для работы с Telesat Lightspeed LEO. В феврале 2022 года Telesat заключила с Intellian контракт на проектирование и поставку эталонных корпоративных пользовательских терминалов. Они будут использоваться оператором при разработке системы, а также для демонстрации ее возможностей корпоративным, телекоммуникационным и государственным клиентам, включая правительство Канады.

Уже в апреле Telesat и индийский оператор Nelco провели перед представителями бизнеса и государственных ведомств демонстрацию работы облачных приложений, видеоконференции в режиме реального времени и трансляции потокового видео.

Активное сотрудничество с двумя перспективными крупными операторами и общий рост спутниковой индустрии должен привести к росту спроса на наземные терминалы. Поэтому Intellian Technologies строит в Южной Корее, в городе Пхёнтхэке, новый завод. Ожидается, что он позволит увеличить производственные мощности компании в три раза.
SES: реализация концепции мультиорбитальности

В этом проекте также активно участвует южнокорейский разработчик Intellian. В октябре 2021 года он получил контракт на поставку пользовательских терминалов для среднеорбитальной (СОО/MEO) системы SES O3b mPOWER.

В рамках контракта Intellian брался разработать линейку терминалов для MEO-системы SES второго поколения с антеннами размером от 85 см до 2,4 м. В частности, предусмотрены и мультиорбитальные двух- и трехдиапазонные системы, позволяющие работать как с O3b mPOWER, так и со всем ГСО-флотом SES.

На Satellite 2022 Intellian Technologies и SES объявили о выпуске первых терминалов, разработанных по этому контракту: стационарного mP130 и морского X130D.
Isotropic Systems разрабатывает терминалы для военных, поэтому и их мультиорбитальное MEO/GEO решение предназначено для силовиков. Осенью 2021 года этот терминал был испытан, а в феврале 2022 года — продемонстрирован представителям армии США.
Стоимость и механических антенн, и FPA пока не позволяет говорить о массовой доступности таких терминалов без затратного дотирования оператором. Рынок в основном связывает надежды на удешевление антенн с резким ростом объемов производства и отработкой технологий.
07/07/2022 АНАЛИТИКА