Мультиорбитальный терминал — нишевой продуктПрактически все операторы (во всяком случае, глобальные) объявили мультиорбитальность основной стратегией своего развития, следовательно им понадобится соответствующий терминал. Эта концепция ставит разработчиков в сложное положение, поскольку разные орбиты предъявляют разные требования.
Например, для связи с геостационарной орбитой нужен передатчик около 100 Вт, тогда как для связи с низкой орбитой достаточно мощности в десятые ватта. Существуют и проблемы поляризации, т.к. в Ku-диапазоне работа идет в основном в линейной, а в Ка — в круговой.
Объединение этих требований к мощности в одном терминале идет во вред эффективности, в первую очередь — экономической. Поэтому пока здесь основным заказчиком остаются государство и силовые структуры. Основной запрос на единый терминал идет от армии США, но даже там мультиорбитальный терминал остается
нишевым предложением, занимая весьма небольшую долю в единицы процента. В будущем она вырастет, но все равно не станет преобладающей.
В то же время есть регионы, где дешевый терминал мог бы реально взорвать рынок. В первую очередь, это Африка, где около 30% сельского населения
не имеют доступа к мобильной широкополосной связи, а всего сигналом мобильного ШПД не охвачено 390 млн человек. Но пока разработчикам менее интересен этот рынок, чем корпоративный и военный. Такое откровенное заявление, например,
сделал генеральный директор Isotropic Systems Джон Финней (John Finney) на Satellite 2022. По его словам, бюджетный терминал для пользовательского рынка разработчикам не интересен, т.к. они нацелены на более маржинальные вертикальные рынки.
При этом операционный директор NSR Брэд Грейди
обращал внимание на то, что понятие «стоимость» нельзя воспринимать однобоко: пользователи все больше начинают рассчитывать стоимость владения терминалом в течение всего срока службы. Например, некоторые из новых антенных технологий довольно энергоемки, и производительность FPA часто ограничивается возможностью отводить выделяемое тепло. Поэтому высокие затраты на электроэнергию могут стать еще одним препятствием для выхода спутниковых провайдеров на рынок сельской широкополосной связи.
Но т.к. запрос на мультиморбитальность и виртуализацию существует, разработчики на него продолжают ориентироваться. В общем и целом происходящее — обновление технологий, благоприятный инвестиционный климат, заинтересованность правительственных структур (и в первую очередь, такого привлекательного заказчика как госсектор) — все это открывает для заинтересованных игроков хорошие возможности.