Спутники в MENA: как развивается космическая связь на Ближнем Востоке
Всемирный экономический форум указывает на продвижение четвертой промышленной революции как на один из четырех способов повышения устойчивости региона MENA. Участие молодого технически грамотного населения в высокотехнологичном секторе должно дать толчок к росту экономики Ближнего Востока.
Коммерциализация космоса

При этом космическая отрасль играет важную роль в диверсификации ориентированного на нефтедобычу промышленности региона. Как заявила председатель Космического агентства ОАЭ и министр по передовым технологиям Сара Аль Амири (Sarah Al Amiri), основную задачу агентство сегодня видит в передаче накопленного опыта в частный сектор, что должно привести к созданию новой космической экономики.

В этих условиях ликвидация цифрового разрыва для стран региона становится одной из приоритетных задач, к тому же пандемия выявила проблемы с интернет-доступом у жителей региона. В связи с этим растет роль и доходы спутниковых операторов.

Глобальными игроками MENA рассматривается как перспективный рынок, и они — в первую очередь, Eutelsat и SES — развивают свои спутниковые группировки с прицелом на Ближний Восток. Два региональных оператора претендуют на ведущую роль на этом рынке — базирующийся в ОАЭ Yahsat и расположенный в Саудовской Аравии Arabsat. Впрочем, и та и другая компании уже давно не ограничивают себя домашним регионом.
YahSat
Al Yah Satellite Communications Company PJSC (Yahsat) — публичная дочерняя компания Mubadala Investment Company, которая с 2021 года стала публичной. Владеет группировкой из пяти космических аппаратов — Al Yah 1 (52,5° в.д.), Al Yah 2 (47,5° в.д.), Al Yah 3 (20° з.д.), Thuraya 2 (44° в.д., наклонная орбита), Thuraya 3 (98,5° в.д., наклонная орбита). Спутники Al Yah работают в С-, Ku-, Ka- диапазонах, Thuraya — в L-диапазоне. Таким образом, оператор имеет возможность предлагать как широкополосный высокоскоростной интернет-доступ в Ка-диапазоне, так и устойчивую подвижную связь в L-диапазоне (для последнего Yahsat ранее, в 2018 году, и приобрел оператора подвижной связи Thuraya).

В свою очередь, эта сделка способствовала и развитию Thuraya, поскольку еще в 2016 году компания объявила о планах создания группировки следующего поколения, куда помимо спутников L-диапазона входили полезные нагрузки Ka-диапазона. Но ни с кем из разработчиков не было заключено даже соглашения о намерении, конкурса на спутники объявлено не было — в общем, никакой конкретной работы по реализации этих планов не наблюдалось.

В 2020 году же Yahsat начал строительство Thuraya 4-NGS — телекоммуникационной системы следующего поколения для Thuraya, которая должна быть введена в эксплуатацию к 2024 году. И на этот проект компания планирует выделить 85% прогнозируемых инвестиций в 2022 году. А вся программа оценивается в $500 млн.

Недавно Yahsat сообщил о росте чистой прибыли, которая приходится на долю акционеров: она составляет $69,8 млн долларов, что выше на 1,2% по сравнению с 2020 годом. Выручка выросла почти на 8% и достигла $123,3 млн. При этом оператором заключены контракты на общую сумму более $2 млрд. Наибольшую долю — $700 млн — принес госзаказ на услуги Thuraya 4-NGS; трехлетний контракт на продажу услуг Thuraya Next Generation с дистрибьютором Cobham SATCOM оценивается в $86 млн, контракты на услуги YahClick — $20 млн.

Али Аль Хашеми, главный исполнительный директор группы Yahsat, причину успеха видит в активизации государственных проектов, господдержке восстановления экономики, а также в партнерских отношениях с ключевыми национальными игроками и проникновении в ключевые промышленные вертикали. Далее компания рассчитывает на рост и на национальном, и на международном рынках.

Помимо госзаказа, компания активно завоевывает рынок подвижной связи, который принес ей 20% общей выручки. Пользовательский интернет пока занимает 6%, но активно растет: абонентская база увеличилась на 20%, в основном благодаря выходу на африканский рынок. Оператор строит сеть для образовательных учреждений.

Владеет 60% акций Yahsat инвестиционная компания Mubadala, которая в свое время инвестировала $280 млн в оператора суборбитальных космических полетов Virgin Galactic. Впоследствии она стала совладельцем Virgin Orbit, разработчика и оператора носителя самолетного базирования для запуска малых спутников. Кстати, страна-сосед ОАЭ — Оман — недавно выбрала Virgin Orbit для вывода на орбиту своего первого спутника.
Год назад Yahsat и разработчик технологий Tawazun организовали совместное предприятие по разработке решений спутниковой связи под девизом «Сделано в ОАЭ». Первым проектом станет спутниковый модем для государственных и силовых пользователей, в первую очередь, в ОАЭ.
Arabsat

Arab Satellite Communications Organization (Arabsat) образована в 1976 году для предоставления услуг спутниковой связи в арабских странах. Организаторами выступили страны-члены Лиги арабских государств. Оператор эксплуатирует собственные спутники с 1985 года. Сегодня Arabsat владеет и управляет семью спутниками в трех орбитальных позициях: Arabsat-5C (20° в.д.), BADR-4, BADR-5 , BADR-6 и BADR-7 (26° в.д.), Arabsat-5A и Arabsat-6A (30,5° в.д.).

В 2020 году Arabsat заказал у Airbus Defense and Space спутник Badr-8, намереваясь потратить на производство, запуск, страхование и наземную инфраструктуру $300 млн. Запуск запланирован на 2023 год. Спутник должен обеспечить покрытие в диапазонах C и Ku над Европой, Ближним Востоком и Центральной Азией, орбитальная позиция — 26° в.д.

Мощная орбитальная группировка позволяет оператору активно работать за пределами домашнего региона. Так, в начале 2022 года оператор XtndNet запустил в Великобритании сеть широкополосного интернет-доступа. Этот провайдер является совместным предприятием группы компаний, куда входят разработчики технологий Developing Infrastructure и Forsway, а также спутниковый оператор Arabsat. Сейчас предприятие готовится открыть сервис еще в нескольких странах Европы, после чего выйти на африканский рынок. При этом участники подчеркивали, что роль спутникового оператора стала ключевой: только после того, как в проект включился Arabsat с его спутником высокой пропускной способности BADR-7, сервис стал реальностью.
Низкоорбитальные группировки

Еще около года назад глобальные операторы много рассказывали о преимуществах стратегии мультиорбитальности. Региональные операторы были несколько более осторожны, что понятно: средств строить свои НОО-группировки у них нет, а договариваться с партнерами так, чтобы не повредить своему бизнесу, непросто.

Аднан Аль Мухайри (Adnan Al Muhairi), главный технический директор Yahsat, сказал, что его компания обсуждает вопрос с потенциальными партнерами. Но при этом он заметил, что резкий рост емкости на рынке вызовет дисбаланс спроса и предложения, и если спрос отстанет, это повлияет на способ ведения бизнеса. Он также заявил, что пока у его клиентов нет запроса на услуги с малой задержкой сигнала, которые сегодня считаются одним из главных конкурентных преимуществ низкоорбитальных систем.

Но OneWeb уже посчитал MENA перспективным регионом и осенью 2021 года заключил крупное соглашение с NEOM Tech & Digital Holding Company на распространение своих сервисов в этом регионе. OneWeb обеспечит подключение для создания экосистемы технологий NEOM, а также покроет связью удаленные сельские районы. NEOM тратит $170 млн на покупку спутниковой емкости у OneWeb и еще $30 млн инвестирует в совместное предприятие с компанией, которое будет иметь эксклюзивные права на распространение услуг OneWeb в Саудовской Аравии, на Ближнем Востоке в целом и в соседних странах Восточной Африки. Совместное предприятие основано в рамках соглашения, заключенного между OneWeb и Министерством связи и информационных технологий Саудовской Аравии еще в 2017 году.

При этом какой-либо четкой информации о выходе Starlink на рынки MENA пока не зафиксировано.
Вице-президент и директор по стратегии компании Arabsat Хади Альхасани считает гибкие геостационарные спутники адекватным ответом операторов ГСО-группировок на конкуренцию со стороны НГСО. При этом он скептически относится к стратегии мультиорбитальности: «В обозримом будущем системы будут разделены: вам придется либо пользоваться услугами ГСО, либо услугами НГСО», — уверен он.
Летающие платформы

Развитие ИКТ в Саудовской Аравии идет в рамках национальной программы Vision 2030, предусматривающей полный доступ к ИКТ по всей территории страны. Для достижения цели используются не только традиционные наземные и спутниковые технологии, но и «экзотические» в наше время высотные коммуникационные платформы — HAPS.

При содействии регулятора Саудовской Аравии — Комиссии по связи и информационным технологиям (CITC) — британская компания Stratospheric Platforms Ltd в партнерстве с Deutsche Telekom провела в стране испытания (как утверждается, первые в мире) с размещенной на высоте 14 км базовой станцией 5G. Управляющий CITC д-р Мохаммед Аль Тамими отметил, что успешная демонстрация выводит страну на глобальный технологический рубеж и приближает доступность к ИКТ по всей территории страны.
17/06/2022 АНАЛИТИКА