Развитие в условиях санкций: что ждет российскую спутниковую индустрию в период кризиса
Как будет развиваться российская орбитальная группировка после прекращения поставок иностранных комплектующих, обсудили представители ведущих предприятий космической отрасли на конференции Satellite Russia 2022.
Ускорение импортозамещения

Руководитель основного российского разработчика коммуникационных космических аппаратов ОАО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнева» Николай Тестоедов заявил, что предприятие уже давно и планомерно ведет работу по замещению элементной базы на отечественную, сейчас пришлось лишь ее ускорить. Так, в «Роскосмосе» была образована структура, которая собирает информацию по комплектации навигационных КА, наличию и доступности комплектующих, возможной замене импорта. Сейчас идет аналогичная работа по другим направлениям. Замена не повлияет на функционал космической техники, но, скорее всего, отразится на массе КА.

Проблема увеличения массы аппарата при замене иностранной комплектации на отечественную возникала еще при производстве «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6», о чем Николай Тестоедов сообщал еще на конференции SATCOMRUS в 2017 году. Тогда проблема была решена применением блока электрореактивных двигателей для долгого вывода на орбиту.
Своя полезная нагрузка будет через 3-4 года
О том, как будут создаваться аппараты в столь непростых условиях, в свою очередь рассказал заместитель генерального конструктора по разработке космических систем, общему проектированию и управлению КА, ОАО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнева» Александр Кузовников.

Сегодня все европейские компании, с которыми сотрудничал «Роскосмос», объявили о наступлении форс-мажорных обстоятельств, что привело к срыву всех поставок.

Так, еще в 2014 году стартовали работы по лампам бегущей волны (ЛБВ), основному элементу полезной нагрузки коммуникационного аппарата, а также СВЧ-электронике. Сейчас создан опытный экземпляр усилителя на ЛБВ, в ближайшие 3-4 года планировалось производство ЛБВ, канальных усилителей и источников питания.

Разумеется, замена комплектующих приведет к задержке реализации проекта, а также некоторому отставанию характеристик космических аппаратов. Но, как уверенно заявил Александр Кузовников, фатальные риски отсутствуют, задача видится решаемой.

Все характеристики спутников по текущим проектам сейчас согласовываются с заказчиками, а эскизное проектирование системы “Марафон” уже начато с учетом задачи импортозамещения.
Остро необходимо абонентское оборудование
Генеральный директор АО «Спутниковая система «Гонец» Павел Черенков был менее оптимистичен. Он отметил, что из-за прекращения работы иностранных систем — в первую очередь Globalstar и Iridium — вырос спрос на услуги «Гонца». Но существующая пользовательская аппаратура российской системы не может поддерживать тот функционал, который был доступен у зарубежных операторов. Нужна отечественная аппаратура с аналогичными характеристиками, а российская микроэлектронная промышленность ее предоставить не может. Поэтому, настаивает Павел Черенков, разработку российского абонентского оборудования надо считать приоритетной задачей.

А для этого, считает он, помимо мобилизации российской промышленности, требуется новая — адекватная сложившейся ситуации — регуляторика. Контролирующие органы, в отличие от промышленности, пока никак не ответили на санкционный вызов. Павел Черенков призвал снизить уровень контроля для того, чтобы предприятия могли быстрее реагировать на поступающие вызовы, на новые санкции.
Сближение «Роскосмоса» и частных компаний
Частному космосу сейчас несколько проще, рассказал Олег Мансуров, основатель и генеральный директор АО «Успешные ракеты» — стартапа, разрабатывающего ракету легкого класса с прицелом на проект «Сфера».

Масштаб деятельности компании не требует огромных объемов поставок электроники. К тому же, сейчас стартап работает над несколькими демонстраторами и не использует иностранные комплектующие класса «космос» или «военный», все — либо индустриального класса, либо гражданского. Комплектующие индустриального класса доступны у посредников, механизмы оплаты отработаны.

К тому же, отметил Олег Мансуров, отток капитала из России уменьшился, поэтому вырос интерес к венчурным проектам. Инфляция растет, сохранять капитал в деньгах становится не так привлекательно, как это было раньше, идет поиск активов, в которых можно сохранять средства. При этом идет некоторое потепление и повышение интереса к российским стартапам со стороны «Роскосмоса». Правда, и Олег Мансуров, и Сергей Прохоров утверждали, что этот процесс не связан со сложившейся ситуацией.
Российский космический стартап, утверждает Олег Мансуров, без сотрудничества с «Роскосмосом» никогда не будет конкурентен. Поэтому процесс сближения был начат давно. В свою очередь, Сергей Прохоров отметил, что «Роскосмос», можно сказать, обошел весь рынок и взял все достойные компании на заметку. По мнению представителя компании, «Сфера» может стать основой развития частной космонавтики в России.
К тому же, политическая ситуация и санкции не закрыли стопроцентно весь международный рынок для российских космических стартапов. Есть иностранные рынки, которые готовы и хотят работать с российским частным космосом.
Развитие морского VSAT от ГП КС

В рамках дискуссии о роли спутниковых коммуникаций в социально и политически значимых проектах России заместитель генерального директора по развитию и эксплуатации систем связи Евгений Буйдинов рассказал об организации спутниковой связи на Северном морском пути. Предоставление качественных услуг связи на всем протяжении СМП является одной из приоритетных задач ГП КС. Эта российская судоходная магистраль имеет огромное значение для развития Арктического региона и всей страны. По прогнозам к 2035 году в Арктике более 65 тысяч человек в составе экипажей будут ежегодно проходить по Северному Морскому пути. И только спутниковая связь может обеспечить экипажи судов, вахтовиков и участников экспедиций доступом к сети Интернет, картографической информации и другими услугами связи в режиме реального времени.
«Еще 10 лет назад, в 2012 году мы смогли оснастить спутниковой станцией научно-экспедиционное судно ледового класса “Михаил Сомов”, которое прошло по Северному морскому пути, тем самым была подтверждена возможность предоставления связи с использованием геостационарных космических аппаратов. Связь там есть и теперь она стала гораздо лучше. Сейчас для покрытия Северного морского пути задействованы три космических аппарата: на востоке («Экспресс-АМ5»), в центральной части России («Экспресс-103») и на западе («Экспресс-АМ6»). Они обеспечивают практически 100% обслуживание на всей его протяженности», — сказал Евгений Буйдинов.
ГКС проект завода не бросает

Заместитель генерального директора по развитию бизнеса АО «Газпром космические системы» Игорь Кот в качестве положительного фактора отметил наличие свободной емкости и у ГКС и у ГП КС. Это дает возможность в сложный период, когда получить новые инвестиции крайне непросто, вести бизнес, опираясь на существующие активы.

ГКС продолжает строительство собственного производства космических аппаратов и, как отдельно акцентировал Игорь Кот, мотивация компании реализовать этот проект крайне высока. Ранее ГКС планировал построить завод на собственные и кредитные средства, но сейчас становится очевидным, что потребуется государственная поддержка. Поэтому оператор начал работу с «Роскосмосом» по созданию государственно-частного партнерства. Здание завода построено, ведется кооперация по вопросам поставки оборудования, но пока рано говорить о том, как ситуация скажется на сроках сдачи.

«Газпром космические системы» в 2021 году показал рост выручки на 12%, заработав 5,4 млрд руб. При этом 10% принесли геоинформационные услуги, и это направление продолжает расти. Поэтому ГКС создает систему дистанционного зондирования «Смотр», отчасти под этот проект и должен работать завод.

В целом российская космическая кооперация нацелена на выход из сложившегося кризиса и решение вопроса комплектующих за несколько лет. К тому, что это отразится на сроках и характеристиках космической техники, участники рынка относятся, скорее, с пониманием.

13/05/2022 АНАЛИТИКА