Новый космос — новые правила инвестирования
Так называемый «новый космос» уже изменил политику инвестирования в космическую индустрию. Что представляет собой «new space» и как он влияет на капиталовложения в эту сферу, обсудили участники конференции World Satellite Business Week агентства Euroconsult.
Большие инвестиции снижают риски
Удешевление вывода на орбиту, внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения в космические пользовательские приложения, инновации и новые технологии позволили создать новые бизнес-модели и серьезно изменить рынок. Вывод на публичные торги при помощи SPAC-слияния принес капитал многим компаниям и позволил отрасли внедрять инновации, став эффективным и полезным инструментом.
Доминик Каху (Dominique Cahu), управляющий директор инвестиционного дивизиона в Morgan Stanley отметил, что большое количество привлеченного в 2021 году капитала позволило снизить риски, но не избавиться от них совсем.
Космическое десятилетие
Джеймс Мюррей (James C. Murray) партнер PJT Partners, в свою очередь заявил, что перечисленные факторы серьезно изменили индустрию за последние три года, в первую очередь тем, что инициировали сильный рост инвестиций: только за последние 12 месяцев они составили около $25 млрд. Они создали благоприятные условия для развития, поэтому можно говорить о наступлении десятилетия космической индустрии, лидеры которой формируются прямо сейчас. И в ближайшее время отрасль ждет волна выходов стартапов на IPO с привлечением рекордных объемов финансирования. Пока этот процесс фактически затронул только компании, разрабатывающие системы вывода на орбиту. В стороне пока остались и коммуникационные компании, и разработчики самих спутников, а также спутниковых комплектующих. На IPO не выходили сервисные компании. Поэтому самые интересные сделки на этом фронте еще впереди, уверен Мюррей.
Неудачи не фатальны
Привлекательности нового космического бизнеса способствует и его более высокая устойчивость к одиночным неудачам. Джеймс Мюррей отметил, что оператор, у которого вся сеть завязана на один космический аппарат, в случае аварии вместе с возможностью развивать свой бизнес теряет и интерес со стороны инвесторов. Концепция «new space» демонстрирует совершенно иной подход. Мюррей провел аналогию с сотовой сетью: когда у оператора мобильной связи выходит из строя одна базовая станция, никто не делает из этого трагедии. Так и потеря части аппаратов из многотысячной группировки никак не повлияет на работу всей системы и поступающие денежные потоки. И инвесторы так или иначе начинают это понимать. Запуски проводятся каждый день, неудача нескольких из них не приводит к краху предприятия и его бизнеса.
Спрос будет только расти
Крис Кемп (Chris Kemp), основатель и глава стартапа Astra, недавно вышедшего на публичные торги, рассказал, что компания нацелена на осуществление запусков ежедневно с соответствующим темпом производства ракет. При этом Кемп считает, что его компания не единственная способна резко изменить рынок. Получив десятки миллиардов долларов финансирования, подобные стартапы внедряют самые передовые инновации, и в ближайшем будущем смогут удовлетворить возрастающий спрос на выведение аппаратов на орбиту. А это, в свою очередь, только подстегнет дальнейшее развитие различных сервисов, базирующихся на космических технологиях, и даст серьезный толчок всему рынку. Спрос на запуски и космические услуги будет только расти, а порог вхождения в космический бизнес будет падать.
New Space нужен свой Amazon или Apple
В дальнейшем, уверен Кемп, индустрию ждет консолидация, примерно так, как это происходило в компьютерной индустрии. В космическую отрасль придут гиганты, которые в первую очередь стандартизируют многие разработки и технологии, как это стало с PC и Apple, а также с компьютерными интерфейсами, например, с USB. И несомненно, все больше компаний будут тем или иным способом приобретать публичный статус, поскольку это даст им средства, необходимые для дальнейшего развития.

При этом если до сегодняшнего дня основную выручку космические компании генерировали в корпоративном и государственном секторах, то в этом десятилетии должна резко возрасти доля B2C-сектора.

Крис Кемп сравнил строительство публичной компании с созданием космического носителя. У создателя ракеты нет запаса на неэффективность, он должен достичь оптимума по всем параметрам. Аналогично и публичная компания должна стать эффективной сбалансированной машиной, способной генерировать денежный поток и приносить прибыль.
Покупать не решения, а компании
Также Кемп затронул такой вопрос как приобретение других компаний: насколько это оправдано для стартапа? Оправдано, считает Кемп, если это позволит сохранить высокий темп развития. И опять становится важным выход на IPO, поскольку он приносит средства на такие сделки. Astra приобрела разработчика спутниковых двигателей Apollo Fusion сразу после того, как стала публичной. Возможность самостоятельно производить двигательную установку позволила компании решать проблему «последней мили», т.е. доставки полезной нагрузки на конкретную орбиту или же вывода нескольких спутников на разные орбиты в рамках одного запуска. Поэтому, заявил Кемп, надо внимательно смотреть на небольшие компании, на стартапы, поскольку это путь к тому, чтобы ускорить развитие основного бизнеса, диверсифицировать его. Это надежнее, чем ждать, пока сторонний разработчик поставит вам необходимые компоненты, и это быстрее, чем набирать команду с нуля и ждать, когда она выдаст готовый продукт.

Сейчас космическая индустрия, а именно его наиболее инновационный сектор, так называемый «new space», становится все более привлекательным для инвесторов. И это, в свою очередь, инициирует всплеск развития отрасли. Но модели развития бизнеса, схемы извлечения прибыли, а значит и методы прогнозирования рисков меняются коренным образом.

17/01/2022 АНАЛИТИКА