Мультиорбитальность, тяжелые ракеты и виртуализация сервисов: ближайшее будущее спутниковой сферы
Сочетание космических аппаратов с высокой пропускной способностью (HTS), гибкой спутниковой технологии, а также группировок на низкой околоземной орбите (LEO) создает телекоммуникационную систему, способную предлагать услуги, конкурентоспособные с наземными технологиями. Об этом заявил 14 декабря директор по стратегии и ресурсам Eutelsat Жан-Юбер Ленотт (Jean-Hubert Lenotte) на конференции World Satellite Business Week (WSBW).

Так, инвестиции Eutelsat в OneWeb в 2021 году были названы на WSBW «стратегической сделкой года». Сейчас, отметил докладчик, совместные рабочие группы Eutelsat и OneWeb разрабатывают комбинированные предложения на основе GEO- и LEO-группировок.

По словам Ленотта, основная задача разработчиков — предложить по-настоящему автоматическое бесшовное управление трафиком между LEO и GEO и в зависимости от загрузки сети и применяемых приложений концентрировать пропускную способность в нужном месте. Именно такой сценарий с применением терминала, работающего с любым типом группировок, больше всего интересует клиентов.
Ленотт считает низкоорбитальные группировки основным фактором, благодаря которому спутниковая индустрия, занимающая сейчас 0,5% всего телекоммуникационного пространства, увеличит охват вдвое, а то и втрое — до 1–1,5%.
Starlink будет продвигаться так же, как и Falcon
Вице-президент SpaceX по Starlink и коммерческим продажам Джонатан Хофеллер (Jonathan Hofeller) сравнил выход Starlink на рынок ШПД с тем, как SpaceX выходила на рынок запусков. Хофеллер обратил внимание на то, что ключевую роль в успехе SpaceX сыграла ориентация компании на все рынки — гражданские, военные и государственные. Он сравнил устойчивость такого бизнеса со стулом на трех ножках, который падает, если одну из них удалить. Если бы компания сосредоточила внимание только на одном из рынков, то не добилась бы таких результатов, заявил Хофеллер. Аналогичную стратегию SpaceX намерена реализовать и при продвижении Starlink.

При этом, сообщил Хофеллер, Starlink обеспечивает ШПД более 100 тыс. абонентов (как в пользовательском, так и в корпоративном секторах), работает более чем в 20 странах, а также с более чем 230 регуляторами в разных государствах и ведет переговоры о легализации сервиса. SpaceX завершила вывод группировки первого поколения и скоро — в течение 1-2 месяцев — начнет вывод спутников второго поколения с межспутниковыми каналами связи. Starlink активизируется и в корпоративном секторе (до сегодняшнего дня основной фокус усилий компании был сосредоточен на потребительском рынке).
SES: консолидация должна управляться логикой
Технический директор SES Рюй Пинто (Ruy Pinto) уверен, что отрасль может получить выгоду и увеличить свои масштабы за счет дальнейшей консолидации. Он считает, что приобретение Inmarsat компанией Viasat — не последнее слияние на рынке. Но Рюй Пинто обращает внимание на то, что такие процессы должны управляться логикой.

Проводя консолидацию, нужно четко понимать: будет ли достигнут синергический эффект? Увеличится ли масштаб деятельности? Сможет ли новая компания улучшить обслуживание своих клиентов?

Хорошие времена для разработчиков
Разработчики наземного сегмента все больше ориентируются на мультиорбитальные системы и виртуализацию сервисов, что соответствует запросу клиентов.
Главный операционный директор Gilat Satellite Networks Рон Левин (Ron Levin) сообщил, что компания работает над гибкой, мультиорбитальной, виртуализированной платформой следующего поколения. В первую очередь она должна обеспечивать совместную работу геостационарных и негеостационарных систем, а также уметь гибко распределять пропускную способность по большому количеству подвижных объектов — самолетов и морских судов. Также Левин отметил, что из-за пандемии в компании сектор IFC и обеспечения связи с подвижными объектами в целом резко сократился, но сейчас он демонстрирует признаки подъема. Еще быстрее возрождается рынок бэкхолла и частных корпоративных сетей.
Президент Comtech Telecommunications CorpВаган Шахгильдян (Vagan Shakhgildian) в свою очередь рассказал, что компания строит два новых производственных предприятия — в Великобритании и США, чтобы удовлетворить грядущий спрос на подвижную связь. Он отметил, что самая серьезная проблема — это массовый выпуск такой сложной продукции, как станции сопряжения, которых, уверены в компании, скоро понадобится очень много. Шахгильдян также считает основным направлением развития — создание мультиорбитальных гибких терминалов, умеющих работать и с наземными сетями.
Спикеры также коснулись темы влияния виртуализации и облачных вычислений на деятельность представителей спутниковой отрасли. Так, президент по маркетингу ST Engineering iDirect Томас Ван ден Дрише (Thomas Van den Driessche) отметил, что компания недавно участвовала в непрерывном тестировании 5G через спутник и подписала соглашение с Microsoft об использовании облачного сервиса Azure для реализации спутниковых решений.
По словам Ван ден Дрише, необходима более тесная интеграция между землей и спутником, поскольку компании стремятся управлять ресурсами на нескольких орбитах. Он также указал на важность стандартизации, поскольку она позволит операторам расширить предложения услуг и сервисов.
Участники конференции затронули также кадровый вопрос. Так, генеральный директор SpaceBridge Дэвид Гелерман (David Gelerman) отметил проблемы со специалистами индустрии, поскольку в последнее время ее покинуло много талантливых профессионалов. Вероятнее всего, Гелерман имел в виду последствия пандемии.
Президент космического направления, а также по обучению и кибербезопасности компании Kratos Фил Карай (Phil Carrai) вместе с тем считает, что сейчас очень удачное время для карьерного развития разработчиков наземного сегмента. Во-первых, идет обновление технологий, во-вторых, происходят серьезные капиталовложения, в-третьих, правительства разных стран (в первую очередь — США) заинтересованы в спутниковых технологиях. По его заключению, в космическую индустрию сейчас вкладываются большие деньги, что открывает перед заинтересованными игроками хорошие возможности.
Пусковые провайдеры готовятся к борьбе за новый рынок
Вице-президент SpaceX по коммерческим продажам Том Очинеро (Tom Ochinero) заявил, что SpaceX планирует серьезно встряхнуть рынок коммерческих пусков с помощью полностью многоразовой ракеты Starship, первый пуск которой должен произойти в январе или феврале 2022 года. Очинеро отметил, что SpaceX намерена оперировать на рынке одновременно двумя ракетами — Falcon 9 и Starship. Так, дальновидные клиенты компании оговаривают возможность перехода в будущем на Starship. Также он обратил внимание на то, что выбор ракеты-победителя сделает рынок. И хотя специалисты SpaceX уверены, что это будет Starship, они не планируют каких-либо действий по этому поводу, и производство Falcon 9 и Falcon Heavy продолжится. Очинеро уверен, что они смогут продать услуги всех носителей.

Европейский концерн Arianespace в свою очередь ожидает первого полета тяжелой ракеты-носителя Ariane 6, которая должна заменить Ariane 5. Изначально испытательный полет был запланирован на 2020 год, но несколько раз откладывался. На WSBW генеральный директор Arianespace Стефан Израэль (Stephane Israel) заявил, что первый пуск Ariane 6 ожидается во второй половине 2022 года, но о конкретной дате пока говорить рано. Он подчеркнул, что с пуском нового носителя компания находится на финишной прямой, и задержек с Ariane 6 не ожидается.

У Arianespace сегодня осталось только шесть ракет Ariane 5, приобретенных заказчиками и ожидающих своего пуска.

До Ariane 6, в первом полугодии 2022 года, должна стартовать еще одна новая ракета — Vega C (РН легкого класса), которая, как сообщил Израэль, будет эксплуатироваться до 2023 года.

Старший вице-президент программы New Glenn компании Blue Origin Джарретт Джонс (Jarrett Jones) отметил, что после проигрыша контракта на запуск космической программы национальной безопасности компании SpaceX и United Launch Alliance (ULA), Blue Origin сосредоточилась на своих коммерческих клиентах. Поэтому компания больше не ставит цель провести первый пуск обязательно в 2022 году, а запустит свою ракету-носитель по готовности. Джонс подчеркнул, что клиенты показывают заинтересованность в предложениях компании по запускам космических аппаратов.
При этом ULA имеет дело с задержками из-за Blue Origin, ожидающего двигателя BE-4 для своей ракеты Vulcan Centaur. Вице-президент по развитию предприятия Марк Пеллер (Mark Peller) заявил, что первые два двигателя для нового носителя Vulcan Centaur, которые задерживают первый пуск новой РН, ожидаются в первом квартале 2022 года. Vulcan должен полететь в середине 2022 года, и в компании ожидают, что он будет иметь больший спрос на коммерческом рынке, чем предыдущие ракеты ULA. Факторами успеха должны стать более конкурентная цена выводимого килограмма полезной нагрузки, гибкость ее размещения и многофункциональный разгонный блок, позволяющий выводить несколько спутников в рамках одного пуска.

Спикеры не обошли вниманием и вопрос ограничений на запуски спутников с американской электроникой на российских ракетах. Президент компании International Launch Services (ILS) Тиффани Лорадур (Tiphaine Louradour) заявила, что эти меры правительства США, направленные на использование российской ракеты «Протон» (маркетинг которой осуществляет ILS) ограничивают выбор коммерческих спутниковых операторов. По мнению Лорадур, в космическом секторе не должно быть никаких ограничений.

28/12/2021 АНАЛИТИКА