Прорыв в индустрии: спутниковые операторы подводят итоги 2024 года и формулируют главные тенденции развития отрасли
Операторы видят рост спроса на емкость
Как сообщили в Eutelsat, оператор успешно завершил интеграцию с OneWeb и предлагает мультиорбитальную услугу с глобальным покрытием. Viasat, в свою очередь, находится в процессе интеграции активов Inmarsat. Особое внимание здесь уделяется частотному ресурсу в L-диапазоне, который должен стать весомым конкурентным преимуществом. Telesat же продолжает работу по крупному контракту на 200 КА для НОО-системы Lightspeed: на данный момент почти вся цепочка поставок выстроена, а власти Канады и Квебека подтвердили обязательства по финансированию проекта. Как отмечал поставщик спутниковых решений EchoStar на конференции World Space Business Week (WSBW), компания сейчас делает упор на сферу мобильной связи. Развивается и программа IRIS²: она рассматривается в качестве фактора европейской независимости в космическом секторе, но при этом сталкивается с неохотным финансированием со стороны правительства.
Спрос на спутниковые услуги в целом остается высоким: рост пользователей составляет 20-30% ежегодно. В первую очередь увеличение спроса продиктовано обязательствами наземных
операторов по охвату территорий. Поэтому они видят растущую потребность в пропускной способности во всех вертикалях и перспективы сотрудничества с телекомом.
При этом игроки рынка не ожидают больших технологических прорывов, а рассчитывают на увеличение объёмов производства оборудования, удешевление запусков и совместимость различных орбитальных группировок. Для повышения эффективности работы компаниям необходимо договориться о совместном использовании спектра и общих стандартах.
Услуги на нескольких орбитах востребованы у морских перевозчиков
Однако мультиорбитальная стратегия сейчас требует значительных инвестиций. Такие гибридные решения — необходимый элемент сети, гарантирующей клиенту бесшовность. Сегодня подобные сервисы интересны региональным операторам и крупным разветвленным предприятиям — в
первую очередь банкам — для организации надежной связи центра с филиалами и между отделами.
Основной фактор таких услуг — партнёрства: игроки спутникового рынка, за редким исключением, не смогут предложить реальную мультиорбитальность без кооперации. Мультиорбитальная связь всё больше проникает в индустрию морских перевозок, несмотря на серьезные проблемы, среди которых:
- вопрос совместимости;
- сложная сетевая интеграция;
- необходимость привлечения высококвалифицированных кадров для управления данными и оборудованием.
Клиентам нужны гибкие сервисы, управляемые системы, «облачные» решения на борту: все это открывает новые возможности для поставщиков услуг.
Starlink пользуется популярностью в комплекте с VSAT
В последние годы Starlink все больше проникает на рынок широкополосной связи с морскими судами: особенно отчетливо это проявляется в активном предоставлении ШПД круизным лайнерам.
Причем более половины терминалов Starlink устанавливаются в тандеме с сетью VSAT. Это позволяет предлагать соглашения об уровне обслуживания (SLA) и гарантированной полосе пропускания (CIR). Тандемные установки Starlink+VSAT обеспечивают надежность и стабильность сигнала, поэтому спрос на них растет.
Спутник — ключевая технология для развития 5G
Операторы, работающие на стыке спутниковых технологий и 5G — Telefonica, Orange, Telespazio, Nexat, Rivada Space Networks, Astranis — рассуждали на WSBW об интеграции космических и наземных сетей.
Так, в Orange создают новую стратегию, объединяющую наземную и космическую мультиорбитальную системы. А Astranis подписала контракты на развертывание КА класса micro-GEO для коммерческих заказчиков. Telespazio в свою очередь фокусируется на государственных, энергетических и коммунальных услугах, а также на подвижной связи. Rivada Space Networks видит высокий уровень спроса на свои сервисы и уже заключила сделки на сумму $13,1 млрд. Terran Orbital планирует запуск КА в следующем году.
Космическая связь играет ключевую роль в расширении 5G. Спутниковая сеть охватывает большую территорию, чем наземная. К тому же, космические коммуникации незаменимы в случае стихийных бедствий. Спутниковые системы обеспечивают реальную добавленную стоимость, а интеграция различных средств передачи данных позволяет обеспечить бесперебойное соединение.
Вместе с тем использование различных запатентованных технологий и отсутствие стандартизации усложняет задачу распространения спутниковых услуг. Поэтому создание унифицированного терминала — крайне важная задача на будущее.
Для подключения автомобилей также важна стандартизация
Автомобильная отрасль рассчитывает на поддержку из космоса: спутниковая связь дополняет наземные сети в зонах без покрытия или при сбоях. Так, в совместном отчете BMW и 5G Automotive Association спутник рассматривается в качестве важного дополнения к наземным технологиям. Автоконцерн уже имеет более 20 млн подключенных машин и обменивается более 140 Тб данных в день.
Основные направления применения космических коммуникаций в автомобильном секторе включают в себя:
- функционирование интеллектуальных транспортных систем;
- гарантию безопасности перевозок;
- обеспечение потокового вещания.
В ряде регионов спутник может стать единственным решением при покрытии больших территорий. Но отсутствие частот, скоординированных для подключения машин, тормозит процесс продвижения неназемных технологий.
Стандартизация разработок и терминалов в рамках 3GPP — ключевой фактор массового подключения авто.
Рынок D2D
Сфера D2D привлекает все большее внимание индустрии. AST SpaceMobile, например, подписала соглашения с 45 операторами мобильной связи, запустила первые пять коммерческих КА, внедряет возможность передачи текстовых сообщений совместно с партнерами MNO.
Omnispace тоже стремится к работе с MNO, считая, что такое сотрудничество позволит снизить капитальные затраты. Apple переходит к следующей стадии и уже начинает предоставлять услугу передачи текстовых спутниковых сообщений. Iridium после неудачи с Qualcomm намерен развивать новый сервис D2D в рамках стандартов 3GPP, уделяя особое внимание своему традиционному бизнесу — интернету вещей. Руководство считает, что только деятельность в рамках стандартов принесет успех в D2D. Yahsat планирует к концу года тоже запустить передачу текстовых сообщений и IoT-услуги через геостационарные аппараты. Затем компания хочет запустить несколько тестовых низкоорбитальных КА и после испытаний приступить к развертыванию группировки.
Как показало исследование ассоциации GSMA, потребители готовы платить за то, чтобы не выпадать из связи. И это может увеличить доходы мобильных операторов, сократить отток клиентов.
В ожидании новых ракет
В SpaceX на WSBW рассказали о пилотируемом запуске с выходом в открытый космос. ULA также сообщила о запуске РН Vulcan. Blue Origin поделилась планами по запуску ракеты New Glenn к концу 2024 г. Для Arianespace важным этапом стал запуск РН Ariane 6 тринадцати КА. MHI
отправила РН H3 и готовит ввод в эксплуатацию РН H2A. Несмотря на активность SpaceX, спрос на вывод на орбиту превышает предложение, и рынок ждет новые РН.
SpaceX предлагает обтекатели больших объемов, что открывает новые возможности для проектирования и запуска спутников и может, как считают в компании, изменить саму парадигму использования КА.
Несмотря на развитие НОО-группировок, продолжает расти спрос и на запуск на геопереходную орбиту, и на прямой вывод на ГСО. Желание Европы обеспечить независимость в отрасли стимулирует потребность в европейских ракетах, особенно для запусков аппаратов мониторинга земной поверхности.
Перспективы граничных вычислений
Эксперты из NTT DATA, партнеры Amazon Web Services, считают, что применение граничных вычислений способно повысить эффективность работы систем ДЗЗ, т.к. предварительная сортировка данных осуществляется еще на орбите. Граничные вычисления могут сделать космос более доступным для некосмических экосистем, предоставляя им возможность использовать расширенные данные для решения своих задач.
NTT и AWS создают платформы, позволяющие переносить приложения из наземного «облака» в космос. Обеспеченные солнечной энергией, орбитальные центры обработки данных станут более устойчивыми, будут меньше нагружать земную экосистему и не оказывать отрицательного влияния на изменение климата.
25/11/2024 Аналитика