Ежегодная конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания в России

Год эволюции: Пять важнейших тенденций развития спутниковой отрасли в 2018 году

Эндрю Бонд

Это был год больших перемен в спутниковой индустрии. Растущие потребности и требования клиентов в 2018 году привели к необходимости стремительного внедрения инноваций со стороны как производителей, так и операторов.

С учетом того, что в отрасли происходит много разнообразных событий, трудно было выделить ключевые направления. Однако ниже мы попытались описать пять основных тенденций 2018 года.

1. Вещание превратилось в поле битвы
За последние несколько лет широковещательный ландшафт сильно изменился, и контент распространяется различными способами. Шли разговоры о кончине платного телевидения. Однако вместо этого мы видим рост числа потребителей мультисервисных услуг. Согласно исследованию, проведенному Paywizard, вдвое больше домохозяйств в США подписываются одновременно на платное телевидение и на телевизионные сервисы OTT по сравнению с теми, кто подписывается только на OTT. Кроме того, многие традиционные телевизионные вещатели выходят на рынок OTT со своими собственными услугами. Мы видели несколько примеров такого выхода на рынок в этом году, а исследовательская компания The Diffusion Group предсказывает, что к 2022 году все основные телевизионные сети будут иметь свои собственные прямые услуги OTT.

Несмотря на тенденцию к росту количества мультисервисных потребителей и тесному сближению платного телевидения и OTT, представляется, что в этом году немного пострадало спутниковое вещание. По данным аналитиков Informitv, в первом квартале 2018 года топ-10 провайдеров спутникового телевидения потеряли до 373 000 подписчиков. При этом спутниковая индустрия пыталась наносить ответные удары, чтобы доказывать свою ценность на современном видео-ландшафте. Одним из примеров стал демонстрационный показ через спутник видеоматериала с разрешением 8K консалтинговой компанией Informitv на Днях отрасли в мае текущего года.

Спутники все еще имеют огромный потенциал в области вещании. Во-первых, поскольку спутник может работать с огромной емкостью, он в состоянии с относительной легкостью обеспечить сверхвысокое разрешение. Кроме того, поскольку спутник можно развернуть и управлять им в любой географической точке, спутник часто становится единственным вариантом для прямых трансляций и получения последних новостей. По мере углубления в 2019 год мы, вероятно, увидим рост доставки контента по интернет-протоколу (IP), но спутник все еще обладает потенциалом в качестве активатора для IP. Одним интересным примером является нишевой провайдер спортивных программ MSTV, который использует сервис сбора новостей компании Eutelsat для показа прямых трансляции спортивных мероприятий по IP со всего мира.

2. Интернет вещей начинает активизироваться
Ранее в этом году PwC провела исследование, показавшее, что 32 процента потребителей планируют купить устройство искусственного интеллекта (AI). В настоящее время уровень проникновения технологии «умный дом» относительно низок (7,5 процента в 2018 году), однако он оценивается в 48,7 млн. долларов США, и ожидается, что к 2022 году объем рынка вырастет до 121,9 млн. долларов США. Если мы рассмотрим только умные динамики, картина будет более обнадеживающей. По данным Comscore, 20 процентов домохозяйств в США имеют таковой.

Для спутниковой индустрии этот рынок еще недостаточно развит, чтобы серьезно влиять на спрос на спутниковую связь, но по мере роста этого рынка спутники, вероятно, будут играть огромную роль. Одна из причин заключается в том, что спутник может предложить широкую полосу частот. Устройства «умный дом» могут быть чрезвычайно требовательны к данным, поэтому это будет иметь решающее значение для успеха спутников. По мере появления на рынке подключенных автомобилей, спутник станет ключевым фактором для обеспечения бесперебойной связи в движении.

3. Высокопроизводительный спутниковый рынок ускоряется
Не вызывает удивления то, что благодаря возможности передавать в 20 раз больше данных, чем обычные спутники, начинает развиваться новое поколение высокопроизводительных спутников (HTS). По данным BIS Research, к 2023 году рынок достигнет 7,31 млрд долларов.

В текущем году мы увидели ряд запусков, в том числе нового аппарата Telstar 19 Vantage HTS компании Telesat, запущенного с помощью компании SpaceX. У этого спутника увеличенная ёмкость, что обеспечивает повышение качества обслуживания приложений, интенсивно использующих ёмкость. Японская компания SKY Perfect JSAT также объявила о запуске новой сети HTS в 2019 году.

В частности, одной из областей, которая способствует повышению спроса на HTS, является сфера развлечений в полете - рынок, который к 2025 году достигнет 9,8 млрд. долл., что составляет 9,2 процента в годовом исчислении. Наряду с упомянутыми выше тенденциями, это будет способствовать дальнейшему развитию рынка HTS в ближайшие годы.

Что касается оборудования наземного сегмента, связывающего эти сети со спутниковыми телепортами, мы наблюдаем толчок к расширению L-диапазона и даже C-диапазона для обработки этого трафика. Различные модуляции также требуют сосредоточения на улучшении характеристик радиочастоты (РЧ), особенно плоскостности, линейных потерь и отсоединения. Наконец, существует растущая потребность в избыточности сигнала и уменьшении точек одиночного отказа.

4. Низкая околоземная орбита активизируется
Появление низкой околоземной орбиты (НОО) как сферы деятельности ожидается в отрасли с тех пор, как Федеральной комиссией по связи (FCC) были одобрены первые крупные группировки. Уже утверждено 117 спутников для Telesat, 720 спутников для OneWeb и 4 425 для SpaceX. В начале этого года компания Telesat запустила свой первый спутник на НОО, а компания SpaceX запустила ракету Falcon 9 для выведения испытательных спутников глобального ШПД. На момент написания статьи дебютный запуск OneWeb еще не состоялся, но запланирован на конец 2018 года. В этом году LeoSat также объявил о заключении коммерческих соглашений по своим спутникам НОО.

Все это означает, что, хотя мы еще не находимся на стадии мега группировок, начало определенно положено. В 2019 год, мы, вероятно, увидим, как эта активизация будет постепенно приобретать более широкий масштаб, и поэтому важно, чтобы у производителей наземного оборудования было время для разработки технологии быстрого переключения для обеспечения непрерывности сигнала.

5. Спутник вступает в революцию больших данных
Большие данные широко обсуждаются в большинстве отраслей, поэтому неудивительно, что они также обсуждаются применительно к спутникам. Еще более удивительно то, что спутники не получили более широкого применения, учитывая объем данных, собранных операторами спутников. Мы начинаем видеть некоторое понимание со стороны спутниковой индустрии не только того, как эти данные могут использоваться для повышения эффективности отрасли, но также и как спутники могут предоставлять данные для других отраслевых вертикалей. Я ожидаю, что в ближайшие месяцы это будет интересная область для наблюдения.

Будущее спутников остается под угрозой, и мы вступили в эпоху перемен из-за распространения других методов связи и снижения выручки по причине падения цен на услуги. Однако из многих этих тенденций ясно, что спутник все еще играет чрезвычайно важную роль. Чтобы максимально использовать возможности, предоставляемые новыми требованиями клиентов, отрасль должна обеспечить, чтобы в ней всегда было самое надежное оборудование для обеспечения бесперебойной связи.

https://www. satellitetoday.com/business/2018/12/20/a-year-of-evolution-top-5-satell-trends-in-2018/

***