Ежегодная конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания в России

«Аэрофлот» готов к знаменательному году внедрения IFC

Российская национальная авиакомпания «Аэрофлот» стремится освоить прогрессивную стратегию бортовой связи, чтобы предложить пассажирам услуги нового поколения. Мы поговорили с заместителем генерального директора по информационным технологиям Кириллом Богдановым о планах компании по обеспечению связи и о том, какую роль в этом могут сыграть спутниковые системы.

Марк Холмс
Российская национальная авиакомпания «Аэрофлот» имеет порядка 240 воздушных судов и один из самых молодых парков среди крупных авиакомпаний: средний возраст ее самолетов составляет чуть больше четырех лет. В связи с этим, компания стремится освоить прогрессивную стратегию связи на борту (IFC), чтобы предложить пассажирам услуги нового поколения. В 2018 году «Аэрофлот» планирует установить развлекательные системы и точки доступа в Интернет на всех самолетах семейства А320. «Этот проект уникален, потому что компания, которая будет предоставлять полный спектр услуг, включая сертификацию, оборудование и услуги связи, – российская, – сказал в беседе с Via Satellite заместитель генерального директора «Аэрофлота» по ИТ Кирилл Богданов. – Мы продолжаем обеспечивать экипаж мобильными устройствами, которые позволяют автоматизировать и упростить их работу. Мы внедряем решения, которые позволят нам выполнять профилактическое обслуживание воздушных судов».

Богданов признает, что Wi-Fi на борту становится нормой, как обычная услуга, востребованная пассажирами. Поскольку клиенты рассчитывают иметь доступ к Интернету везде и всюду, авиакомпаниям приходится осваивать технологии связи нового поколения. Как же «Аэрофлот» собирается удовлетворять этот спрос?

Во-первых, он планирует предоставлять Интернет на рейсах средней и большой дальности. Также компания намерена установить новое оборудование на магистральных самолетах, чтобы увеличить скорость Интернета и сократить стоимость услуги. Во-вторых, «Аэрофлот» ставит себе целью предоставлять услуги связи на всех этапах пути пассажира. Так, если клиент выйдет в сеть во время короткого рейса, у него будет возможность продолжить пользоваться Интернетом при пересадке на дальний рейс, при условии, что обслуживать этот рейс будет тоже «Аэрофлот». «Мы уделяем особое внимание предоставлению Интернета на борту наших самолетов, – сказал Богданов. – Как я уже говорил, Интернет на борту становится обычной услугой, которую пассажиры ожидают как нечто само собой разумеющееся. Помимо того, установка новых систем позволяет нам внедрять новые решения и предоставлять пассажирам новые услуги, которые в конечном счете улучшают общее впечатление от полета. К ним относятся, например, развитие бортпитания, автоматизация, внедрение сервисов рекламного видео по запросу (AVOD) и прочее».

Сроки
Итак, когда же весь парк воздушных судов «Аэрофлота» будет оснащен Wi-Fi? Богданов признается, что этот процесс в авиакомпании будет идти медленно и постепенно. На сегодняшний день все магистральные самолеты «Аэрофлота» оборудованы необходимыми системами. Однако компания уже планирует установку нового оборудования. «Мы работаем над установкой оборудования на 81 самолете семейства А320. Все новые воздушные суда будут оснащаться необходимым оборудованием на заводе. Например, мы ожидаем, что «Иркут» будет поставлять самолеты МС-21 с уже установленным на борту всем необходимым оборудованием. Другими словами, это поступательный процесс, но к 2022 году оборудование будет установлено на большинстве самолетов авиакомпании», – отметил Богданов.

ASDOVHJIJB

«Аэрофлот» занимается вопросами связи на борту самолетов уже почти десять лет. Богданов говорит, что не видит в этом ничего удивительного, так как компания обычно узнает о тенденциях намного раньше широкой публики. «Эта отрасль не такая большая, как кажется, и все друг друга знают. Реальная беда в том, что иногда между принятием решения и его реализацией проходит так много времени, что к тому моменту, как технология будет внедрена, она уже успеет устареть, – говорит он. – Поэтому важно быть гибкими, оптимизировать процессы, сотрудничать с поставщиками услуг и государственными органами.

Допустим, есть новая привлекательная технология, которая позволяет быстро передавать данные. В России процесс сертификации такой технологии может занимать пару лет, то есть, хотя мы знаем об этой технологии, мы не можем извлечь из нее пользу, в отличие от наших европейских коллег».

Бизнес-модель
Один из главных вопросов, встающих перед любой авиакомпанией, – какую бизнес-модель использовать, чтобы оправдать вложения в IFC. Некоторые считают, что наилучший выход – все-таки брать плату за услуги связи, тогда как другие авиакомпании предпочитают предоставлять связь бесплатно и искать другие способы окупить инвестиции. «Мы не думаем, что существует идеальная модель, – говорит Богданов. – Всё зависит от технических возможностей, экономической рентабельности и рыночных условий. Мы постоянно рассматриваем все возможные варианты и работаем с поставщиками услуг, чтобы найти правильный ответ на этот вопрос. Сейчас мы берем с пассажиров плату за Интернет на борту. Однако в будущем мы, возможно, будем предоставлять доступ к Интернету бесплатно, если обстановка изменится, и если мы найдем такой шаг экономически рентабельным».

Окупаемость инвестиций в этом плане остается сложной задачей для авиакомпаний. Эндрю Миддлтон, глава департамента по обслуживанию клиентов авиакомпании EasyJet, в прошлом месяце сообщил Via Satellite, что, по его мнению, еще ни одна авиакомпания не нашла идеальную стратегию для этого.

«Окупаемость инвестиций в сфере информационных технологий, несомненно, высока. Некоторые услуги, в том числе бронирование отелей и аренда машин, важны потому, что они приносят дополнительный доход в форме комиссии с продаж. Другие сервисы, как, например, Интернет на борту, входят в фирменный пакет услуг «Аэрофлота». Они помогают привлекать пассажиров бизнес- и премиум-класса. Развитие бортпитания и других услуг, включая введение электронных каталогов, онлайновой оплаты товаров и услуг, развитие развлекательных сервисов, предоставление информации во время полета и т.д., равно важны для нас», – прибавил Богданов.

GHOIJ
Заместитель генерального директора «Аэрофлота» по информационным технологиям Кирилл Богданов.

Рыночные тенденции
Число самолетов «Аэрофлота», оснащенных новым оборудованием, постоянно растет. В то же время увеличивается и число людей, пользующихся Интернетом на борту. По словам Богданова, переоборудование и развитие систем спутниковой связи, а также сетей связи «воздух-земля» класса LTE в Европе – и, вероятно, в России – продолжится. «Скорости передачи данных будут расти. Это будет способствовать появлению новых бизнес-моделей, моделей доставки контента, новых решений для развлечений на борту (игровая механика, виртуальная реальность и т.д.), а также разработке новых бизнес-решений и автоматизации коммерческих процессов. Для «Аэрофлота» важно, чтобы мы выполнили все свои обязательства по существующим проектам и внедрили услуги связи на рейсах средней дальности в соответствии с первоначальным графиком. Мы сообщим о реализации других проектов, когда придет время», – говорит он.

Большие объемы данных и ИИ
«Аэрофлот» будет стремиться использовать связь с воздушными судами для повышения эффективности. Богданов заявил, что «Аэрофлот» активно внедряет анализ больших данных и искусственный интеллект (ИИ) с этой целью. «Эффективность любой инициативы измеряется деньгами, – добавил он. – В прошлом году мы заработали больше 900 миллионов рублей (14,1 млн. долларов США) благодаря использованию анализа больших данных в своем маркетинге. Мы планируем расширить сферу больших данных и автоматизировать ведение дел с помощью ИИ. Согласно этой концепции, самолет представляет собой центр, генерирующий огромные массивы данных. Обрабатывая эти данные, компании могут повышать качество услуг, предоставляемых пассажирам, улучшать свою способность контроля за техническим состоянием самолета и находить новые пути для реализации решений в части электронной системы бортовой документации для экипажа и другого персонала компании».

http://interactive.satellitetoday.com/via/september-2018/aeroflot-exec-ready-for-ifcs-big-year/
***