ЕЖЕГОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ОПЕРАТОРОВ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СЕТИ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ И ВЕЩАНИЯ В РОССИИ
1 ноября, Москва

Трудности цифровой трансформации

95% компаний не готовы к цифровой трансформации. К таким выводам пришли специалисты Riverbed Technology по итогам глобального исследования, посвященного вызовам, с которыми сталкиваются компании на пути к цифровой трансформации. Что касается российского рынка, то по мнению экспертов, данные по отечественным компаниям в полной мере соотносятся с результатами исследования.

Riverbed Technology представила результаты глобального исследования, посвященного вызовам, с которыми сталкиваются компании на пути к цифровой трансформации. Участниками стали 1 тыс. респондентов - лица, принимающие решения, в компаниях из сферы ритейла, транспорта, промышленности, здравоохранения и финансов с годовым доходом более $500 млн. Исследование проводилось в девяти странах мира: США, Великобритания, Бразилия, Германия, Австралия, Франция, Китай, Сингапур и Индия.

Опрос Riverbed Technology показал, что почти все участники (99%) осознают влияние цифровых сервисов и производительности приложений на бизнес. При этом 95% из них подтвердили, что внедрение цифровой стратегии внутри компании на текущий момент невозможно из-за нехватки бюджета, устаревшей сетевой инфраструктуры и непрозрачности сетевых процессов.

91% респондентов согласны, что за последние три года существенно увеличилось влияние цифрового опыта на конкурентоспособность бизнеса. Почти все опрошенные (98%) уверены, что смогут максимально раскрыть потенциал компании только используя цифровые технологии для совершенствования таких бизнес-функций как клиентский и пользовательский опыт (53%), продажи (49%), продуктивность сотрудников (49%) и скорость вывода новинок на рынок (48%).

Абсолютное большинство опрошенных (95%) заявили, что на текущий момент в их компании невозможна реализация стратегии цифровой трансформации. Основной проблемой на пути цифровизации становится ограниченный бюджет (51%) и сложная ИТ-инфраструктура (45%). К негативным факторам эксперты также отнесли непрозрачность работы конечных пользователей (40%), низкую квалификацию кадров (39%) и незаинтересованность руководства во внедрении цифровых инициатив (37%).

Около 80% респондентов отметили, что сталкиваются со сбоями в работе критически важных цифровых сервисов по крайней мере несколько раз в месяц. Каждый четвертый респондент отметил, что сбои в их компании происходят несколько раз в неделю. Каждая минута простоя обходится компании в миллионы долларов упущенной выгоды, потери лояльности клиентов и репутации, поэтому по оценкам респондентов, максимально допустимое время отказа работы приложения не может превышать одного часа (50%).

Три из четырех опрошенных компаний (77%) планируют инвестировать в средства для улучшения цифрового опыта в ближайшие 12 месяцев. Среди приоритетных направлений вложения средств, были отмечены модернизация сетевой инфраструктуры (60%), контроль и управление цифровым опытом конечного пользователя (59%), усовершенствование работы службы поддержки (59%) и ускорение разработки приложений (58%).

Респонденты признают, что двигателями цифрового развития бизнеса являются облачные решения и современные технологии. 99% опрошенных уверенны, что облачные технологии - важная часть цифровой стратегии их компании. Кроме того, они бы хотели, чтобы их компании инвестировали в аналитику больших данных (60%), интернет вещей (59%), блокчейн (48%), машинное обучение (47%), искусственный интеллект (47%), виртуальную реальность (36%) и 5G-связь (21%).

Что касается готовности к цифровой трансформации у российских компаний, то по мнению некоторых экспертов, данные по отечественным компаниям в полной мере соотносятся с результатами глобального исследования. Об этом в частности говорит директор Ассоциации Интернета вещей (АИВ) и Национальной ассоциации промышленного интернета (НАПИ) Андрей Колесников, добавляя при этом, что если разделить желание и готовность к трансформации, то технологическая готовность у российских компаний ниже, чем аналогичный уровень у компаний из исследуемых стран.
Президент НП «Руссофт» Валентин Макаров в беседе с корреспондентом ComNews отметил, что в России существует большое разнообразие экономических укладов. «Есть компании, лидирующие в цифровой трансформации, а есть те, кто и не хочет этим заниматься. Чем больше компания действует в конкурентном поле (особенно на глобальном рынке), тем больше у нее потребность в цифровой трансформации. Чем выше уровень монополизации, тем меньше готовность к цифровизации», - отметил он.

По словам представителя компании «Сервионика» готовность российских компаний к цифровой трансформации неравномерна, но потребность достаточно высока во всех отраслях. «До 2024 года цифровую экономику в России предстоит развивать по пяти приоритетам, обозначенным правительством: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура, а также информационная безопасность. С каждым годом компаний, которые используют цифровые инструменты для повышения эффективности бизнеса, становится больше. Находят применение практически во всех отраслях такие инновации, как блокчейн, большие данные, искусственный интеллект. Огромную эволюцию в сознании клиентов прошли всего за несколько лет облачные технологии - от недоверия к практически повсеместному применению. Важным направлением является развитие технологических стартапов, ориентированных на разработку цифровых инструментов, продуктов и услуг - такие проекты создают или поддерживают многие крупные компании, так как это источник новых идей и решений для цифровизации бизнеса», - отметили в компании «Сервионика».

Говоря о том, есть ли какие-то особенности, характерные для российского рынка, выступающие факторами, способствующими цифровой трансформации российских компаний, Андрей Колесников отмечает, что есть один недостаток, который можно трансформировать в достоинство: отсутствие старых систем управления производством и логистикой в виде капиталоемких инвестиций (которые жалко выкинуть и построить новые).

По мнению Валентина Макарова, важным фактором для ускорения цифровой трансформации явилась санкционная политика, которая вынуждает искать пути ликвидации технологической зависимости. «Другим позитивным фактором (свойственным не только России) является факт прохождения мировой экономики через становление нового технологического уклада. Появляются возможности завоевания мирового рынка с новыми платформенными решениями. И это стимулирует ускорять цифровую трансформацию, чтобы успешно конкурировать на нарождающихся рынках», - говорит он.

По мнению представителя компании «Сервионика» многие игроки рынка указывают на необходимость значительных инвестиций в модернизацию ИТ-инфраструктуры. Эта проблема затрагивает многие отрасли, в том числе и те, которые до крупных кризисов 1990-х и 2000-х вкладывали значительные средства в развитие и модернизацию ИТ. «И для них, и для компаний, которые не имели такой возможности, сегодня выходом может быть переход к сервисному подходу: аренде необходимых ресурсов на всех уровнях, от ИТ-инфраструктуры до бизнес-приложений. Так как отрасль сервис-провайдеров, в том числе облачных, находится на стабильном подъеме уже несколько лет, и крупнейшие ее игроки уже имеют опыт комплексных проектов для различных отраслей», - отмечают в компании «Сервионика».

Особенностью российского рынка, которая выступает фактором, препятствующими цифровой трансформации российских компаний Андрей Колесников называет отсутствие четких процессов поставок, производства и сбыта продукции в виде множественных алгоритмизированных горизонтальных связей между участниками рынка.

По мнению Валентина Макарова, препятствием цифровой трансформации в России является высокая степень монополизации и государственной собственности в экономике, которые снижают необходимость внедрения новых идей для поддержания и повышения конкурентоспособности.
В компании «Сервионика» важной проблемой называют нехватку ИТ-кадров и знаний. «Крупные компании решают ее, сотрудничая с профильными вузами и даже школами. Благодаря этому будущие ИТ-специалисты могут уже во время обучения познакомиться с современными подходами не только к разработке и поддержке, но и к управлению ИТ-проектами в сфере облачных технологий, обеспечения информационной безопасности, искусственного интеллекта и больших данных. Это знание важно для проектов по цифровой трансформации, требующих от ИТ-специалистов не только профильных, но и менеджерских компетенций», - отмечают в компании.
Говоря о том, компании из каких отраслей на российском рынке наиболее активны с точки зрения цифровой трансформации, Валентин Макаров указывает на то, что активны те, кто борется на мировом рынке (будь то рынок генерации электроэнергии или рынок вооружений, или рынок продовольствия, или хай-тек), а также работают в наиболее открытых для конкуренции секторах экономики в России.

Представитель «Сервионики» называет банковский сектор, ритейл, телеком, транспорт и логистику, производство. «В первую очередь, инструменты цифровой трансформации берут на вооружение компании, которым для успеха в высококонкурентной среде нужно развиваться опережающими темпами, лучше понимать своих клиентов, быстрее принимать решения и обладать уникальной маневренностью в открытии новых бизнес-направлений, создании новых продуктов и услуг», - отмечают в компании.

Андрей Колесников отмечает среди наиболее активных нефтегазовую и угольную промышленность, частично химическую. «Неплохо развивается транспорт и логистика, но, к сожалению, с использованием западных цифровых платформ, которым в России нет аналогов. Но в первую очередь нужно отметить транспортный проект «Яндекса»: это отличный пример единой цифровой и материальной экосистемы», - говорит он.

В качестве одного из примеров компаний, идущих по пути цифровой трансформации, можно привести ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн»). В пресс-службе оператора отметили, что в компании уже давно работает подразделение по цифровому и новому бизнесу и идет цифровая трансформация как внутренних процессов, так и продуктов для клиентов. «Недавно представили меркетплейс сервисов на основе искусственного интеллекта, специальную акцию и новую линейку тарифов, которые создавались при участии диджитал-департамента с помощью самых современных технологий. Мы строим «умную сеть» и развиваем розницу «Билайн», для работы которых используем технологии Big Data, с помощью которых определяем, где именно открыть магазин и в какие часы он должен работать, сколько должно быть сотрудников. Мы постоянно развиваемся в этом направлении, применяя все больше современных технологий для работы компании и создания продуктов для наших клиентов», - рассказали в пресс-службе «ВымпелКом».
***